[[pictureof]]

Вам нужны консультации по Русскому языку по Skype?
Если да, подайте заявку. Стоимость договорная.
Чтобы закрыть это окно, нажмите "Нет".

Укажите реальные данные, иначе мы не сможем с вами связаться!
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Чтобы пройти курс - зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.


Сравнение это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:
– союзом
(как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!
 
(А.С. Пушкин);
– формой творительного падежа:
И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович);
– с помощью слов типа
похожий, подобный:

Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);
– с помощью отрицания:
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
(С.А. Есенин);
– сравнительной степенью прилагательного или наречия:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
(А.С. Пушкин)br />
Метафора это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют.

Например:
пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).
Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление.
Олицетворение это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович).
Овеществление это уподобление живых существ неодушевленным предметам.

Например:
Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем(А.С. Серафимович).
Метонимия это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов.

Например:
Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович).
Синекдохаразновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович).
Эпитет это художественное определение, подчеркивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:
– прилагательным:
Капустная синяя свежесть.
И красные клены вдали.
Последняя кроткая нежность
Притихшей осенней земли.
(А. Жигулин);
– существительным:


Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);
– наречием:
И сладостно шумят полуденные волны(А.С. Пушкин).
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И. Ильф, Е.П. Петров).
Литота это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

Например:
Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович).
Аллегория это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громкокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
 
(Ф. И. Тютчев)
Ирония это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
(И.А. Крылов)
Оксюморон— это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства.
Например:
Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский).
Перифраз это замена слова иносказательным описательным выражением.

Например:
Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паустовский).
Антитеза противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:
Я все имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сонисчезло сновиденье!
(Е. Баратынский)
Повтор это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений.
Например:
Мой друг, мой нежный друглюблютвоятвоя!.. (А.С. Пушкин).
Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.
Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
(Е. Баратынский)
Эпифора это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:
Земного счастья мы не ценим,
Людей привыкли мы ценить;
Себе мы оба не изменим,
А нам не могут изменить.
(М.Ю. Лермонтов)
Градация это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например:
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А.С. Пушкин)
Параллелизм это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:
Без вас мне скучно,я зеваю;
При вас мне грустно,я терплю
(А.С. Пушкин)
Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень
(А.С. Пушкин)
Эллипсис это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма.

Например:
Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никогоА.С. Серафимович).
Парцелляция художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Например:
Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С. Серафимович).
Риторический вопрос (обращение, восклицание)это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления.
Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин)
Бессоюзие намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например:
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором …
(Е. Баратынский)br />
Многосоюзие это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
(А. С. Пушкин)
В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.
Фразеологическая единица, или фразеологизм это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью.
Синонимы это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов:
– общеязыковые:
смелый – храбрый;
– контекстуальные:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
(А.С. Пушкин)br />
Антонимы это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов:
– общеязыковые:
добрый – злой;
– контекстуальные:


Тебе я место уступаю: />
Мне время тлеть, тебе цвести.

 
(А.С. Пушкин)
Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение
многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).r />

Тест.

Прочитайте поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного2 пера
Плыл стих. Была осенняя пора.
Куда спешить? Дожди неумолимы.
Трещит камин. И осени, и зимы
Нужны творцу. Ему несносен зной
И суета. Над синей белизной
Бумаги писчей строятся виденья,
И первая строка стихотворения
По первопутку в поисках добра
Идет, плывет под парусом пера.
(Л.Озеров)
1966
 
1. О чем это стихотворение?
2. Как соотносятся начало и конец текста?
3. Какие слова употребляются в переносном значении?

Подведение итогов


Поздравляем, вы прошли тест до конца!


Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.
Сдать тест



Подведение итогов


%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.




Загрузка упражнения ...