[[pictureof]]

Вам нужны консультации по Обществознанию по Skype?
Если да, подайте заявку. Стоимость договорная.
Чтобы закрыть это окно, нажмите "Нет".

Укажите реальные данные, иначе мы не сможем с вами связаться!
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Чтобы пройти курс - зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.




1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова


Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)
Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)
Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)
Человечество в целом


2. Функции общества

Производство материаль­ных благ и услуг
Распределение продуктов труда (деятельности)
Регламентация и управление деятельностью и поведением
Воспроизводство и социализация человека
Духовное производство и регулирование активности людей

3. Общественные отношения — многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:


Производствен­ные отношения
Экологические отношения
Отношения по детопроизводству
Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:


Моральные отношения
Политические отношения
Правовые отношения
Художественные отношения
Философские отношения
Религиозные отношения

4. Общество как динамическая само­развивающаяся система.


Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.

Подсистемы общества – сферы общественной жизни:
1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (классы, социальные слои, нации);
3) политическая (политика, государство, право);
4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой).

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,
3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.

Есть ли среди сфер жизни общества определяющая?
1) Карл Маркс:
Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни.
2) Макс Вебер:
Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы.

Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.


1. В европейские языки термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования.
В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор.

Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
2. Признаки социального института: br /> 2.1. Версия №1:
1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;

2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;

5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
2.2.
Версия №2:
1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.
2.3.
Версия №3br /> 1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).
3.
Этапы институционализации:

1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;

2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

3) создание особой системы знаков, символов;

4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

5) создание материальной базы социального института;

6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

4.
Типы социальных институтов.br /> 4.1. Основные и неосновные социальные институты.


Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества.
Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;
5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.

Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи.
Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.

4.2.
Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач: 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).
4.3.
Формальные и неформальные институты.
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
.
Функции социальных институтов.Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций?
1) чёткое определение цели и объёма функций;
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
4) высокое признание и престиж;
5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов.
Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная.
Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
Торстейн
Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный "кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа».
К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества.
Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.
Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует
лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
Дисфункции социального института (от лат. dis – раз…, не… и function – исполнение, соврешение) – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
В чём выражаются дисфункции социального института?
1) неясность целей; 2) неопределённость функций; 3) падение социального престижа; 4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).

6. Взаимодействие и развитие социальных институтов.
Виды взаимосвязи социальных институтов:
1) сотрудничество;
2) конфликт (борьба в средневековой Европе государства и католической церкви).
Институты редко остаются устойчивыми в течение долгого времени.
Примеры: 1) институт дворянских дуэлей чести (Авраам Линкольн предложил в качестве оружия бросание картошин с расстояния 20 м.);
2) школа (в индустриальную эпоху в значительной степени отбирает у семьи функцию социализации подрастающего поколения).

Общей тенденцией в наши дни является сегментация институтов, т.е. рост их числа и сложности, в основе которой лежит степень разделения труда в обществе.
Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система).
Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение.
7.
Как связаны основные подсистемы общества и главные социальные институты
br />
Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов.

Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие:
1) экономическая сфера – производство;
2) социальная сфера – семья и брак;
3) политическая сфера – государство;
4) духовная сфера – образование и религия.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
- ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.


5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества
– объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни
общества принято считать также:
- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

8.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:

национальная – мировая;
светская – религиозная;
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
сельская – городская;
обыденная – специализированная;
высокая (элитарная) – массовая – народная

9. Элитарная, массовая и народная культуры





































Критерии

Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости»)

Элитарная

Народная

Авторы

Профессиональные творцы (стандартизация культуры)

Профессиональные творцы, создающие культурные каноны

Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

Характер

Коммерческий (невозможно без СМИ)

Некоммерческий

Некоммерческий

Уровень сложности

Низкий

Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)

-

Аудитория

Массовая

Узкая

Широкая

Взаимодействие

Тесное взаимодействие и взаимодополнение



1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
2. убкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. олодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

рост жизненного уровня;
развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
4. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
отрасль духовного производства (НИОКР);
особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:


по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

культурно-мировоззренческая,
познавательно-объяснительная,
прогностическая,
социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:

постепенное развитие науки;
развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
7. Особенности:

объективность;
развитость понятийного аппарата (категориальность);
рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
проверяемость;
высокий уровень обобщения;
универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания


















Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;
- эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

- вопрос
- проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);
- гипотеза – научное предположение;
- теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.
- концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы
(строгость и объективность)


наблюдение;
эксперимент;
измерение;
классификация;
систематизация;
описание;
сравнение.


· Единство исторического и логического
· Восхождение от абстрактного к конкретному
· Формализация
· Математизация
· Математическое моделирование



9. Универсальные методы научного познания:

анализ – разложение целого на части;
синтез – воссоединение целого из частей;
дедукция – выведение общего положения из фактов;
аналогия – сходство нетождественных объектов;
моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

11. Классификация социальных наук:


Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

12.Социальное и гуманитарное знание:



























Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Результат исследования

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

Понимание
Обращение к текстам
Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям


Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы




13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают;
- получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
- социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;- сложность объекта познания – общества;

- установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

- ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

- рассмотрение социальной действительности в развитии;
- изучение общественных явлений в многообразных связях;
- выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:- действия, поступки;
- материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
- словесные (вербальные) действия.


1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.


2. Самообразование
– знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

3. Функции образования:



экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).



4. Сеть образовательных учреждений в России:



дошкольные (ясли, детские сады);
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).


Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)


5. Общие тенденции в образовании:



демократизация образования;
рост продолжительности образования;
непрерывность образования;
гуманизация образования;
гуманитаризация образования;
интернационализация образования;
компьютеризация образования.



6.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:


Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений



7. Образовательная парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

1. Религия – это
 

вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
форма удовлетворения духовных потребностей.

 

2.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
 

3. Элементы религии:

 

вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.

 

4.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
 

5. Функции религии:

 

мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
легитимизирующая.

 

6. Формы ранних религий:

 

анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
магия (колдовство).

 

 
7. Религии современного мира:
 

родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

 

8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.

 

9. Мировые религии

 
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
 
Признаки мировых религий:
 

Объединение крупной общности людей
Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

 

1. Искусство:
 

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.

 

2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
 

3. Предмет искусства
– человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
 

4. Виды искусства:
архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
 

5. Специфика искусства как формы художественного познания:
образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
 

6. Функции искусства:

 

общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

 

1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
 

2. Развитие норм морали:
табу – обычай – традиция – моральные правила.
 

3. Моральные требования и представления:

 

нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
морально-психологические механизмы (долг, совесть);
высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).

 

4. Этика
– философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
 

5. Функции морали:

 
1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).
 
2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).
 
3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.
 
Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.
 
4) Координационная функция.
 
Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.
 

 

6. Нравственная культура личности
– степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.
 

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

2. Понятие прогресса и регресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Относительность прогресса
: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо

5. Противоречивость прогресса
: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
 
В чём состоит противоречивость прогресса?
1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.
Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.
3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.
Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.
4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.
 

6. Гуманистические критерии прогресса
:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
 
1. Реформы, их виды и направления.
 

1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
 
1.2. Виды реформ:
 

Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

 
1.3. Направления реформ
 

Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

 
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
 
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
 


2. Революции и их виды.

 
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
 
2.2. Виды революций:
 

Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)

 

3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где овация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
 

4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
 
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
 
Классические теории модернизации:
 

«первичная» модернизация (развития западного капитализма).
«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как
вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

 

 
II. Классификации (типологии) обществ
 
1. Различные классификации обществ


 


























Критерий

Типы обществ

Наличие письменности

Дописьменные

Письменные

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Уровень развития

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Формационный признак

Бесклассовые общество:

первобытное общество,



коммунистическое общество


Классовые общества:

рабовладельческое общество,
феодальное общество,
капиталистическое общество,


 



2. Формационный и цивилизационный подходы

 
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».
 
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой
 
Структура:
 

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него
 
Способ производства
 

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)
 

 
Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду
 

Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
 

Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.
 
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество


 
















































































Линии сравнения

Традиционное
(доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустри­альное
(инфор­мационное)

Основной фактор производ­ства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производ­ства

Пища

Промышлен­ные изделия

Услуги

Характер­ные черты производ­ства

Ручной труд

Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий

Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

Характер труда

Индивидуаль­ный труд

Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

Занятость населения

Сельское хо­зяйство — око­ло 75%

Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85%

Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

Основной вид экс­порта

Сырье

Продукты про­изводства

Услуги

Социаль­ная струк­тура

Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

Продолжи­тельность жизни

40—50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздейст­вие челове­ка на при­роду

Локальное, не­контролируе­мое

Глобальное, не­контролируе­мое

Глобальное, контролируе­мое

Взаимо­действие с другими странами

Несуществен­ное

Тесная взаимо­связь

Открытость об­щества

Полити­ческая жизнь

Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью

Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

 

1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
 
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.
 

2. Основные причины глобализации:

 

Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям
Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения
Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор
Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации
Переход от национальной экономики к мировой

 

3. Основные направления глобализации

 

Деятельность транснацио­нальных кор­пораций
Глоба­лизация финансо­вых рын­ков
Глобализация миграционных процессов
Мгновенное перемещение информации
Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов
Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.

 

4. Последствия процесса глобализации

 











Позитивные

Негативные

• Стимулирующее влияние на эко­номику:
— появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира, где их производство обой­дется дешевле;
— возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— снижение издержек производ­ства;
— появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства;
— рост прибыли;
— концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий;
— плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования.
• Сближение государств
• Стимулирование учета интересов
государств и предостережение их
от крайних действий в политике
• Возникновение социокультурно­го единства человечества

• Насаждение единого стандарта потребления
• Создание препятствий для развития отечественного производ­ства
• Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран
• Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества
• Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах
• Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

 

 

5. «Глобальные проблемы»
(термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
 

6.
Эти проблемы являются глобальными, потому что:
 

затрагивают все человечество;
проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

 

 
7. Причины глобальных проблем:
 

активный преобразующий характер деятельности человечества;
противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

 

8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

 

Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения космоса

 
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.
 

9.
Основные направления разрешения глобальных проблем
 

Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений.
Четкая международная система прогнозирования.

 

Подведение итогов


Поздравляем, вы прошли тест до конца!


Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.
Сдать тест



Подведение итогов


%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.




Загрузка упражнения ...