[[pictureof]]

Вам нужны консультации по Обществознанию по Skype?
Если да, подайте заявку. Стоимость договорная.
Чтобы закрыть это окно, нажмите "Нет".

Укажите реальные данные, иначе мы не сможем с вами связаться!
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Чтобы пройти курс - зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.


Общество – понятие многогранное. Поэтому для начала, давайте разберемся, что же скрывается под термином «общество»? В узком смысле, под обществом может пониматься как: 1) определенная группа людей, которые были объединены для какой-либо совместной деятельности, или как 2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.


Узкое значение слова общества:
А) Это этап исторического развития человечества
Б) Страна, государство (отдельный социальный механизм)
В) Объединение людей по интересам и целям
Г) Группа людей, объединенных происхождением, ценностями

В широком смысле общество – это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная. Она состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Признаки общества по американскому социологу Э. Шилз:
· оно не является частью более крупной системы;
· браки заключаются между представителями данного объединения;
· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
· у общества есть собственное название и собственная история;
· оно обладает собственной системой управления;
· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

В философской науке общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, которая способна, меняясь, сохранять свою сущность. Как система общество включает в себя множество компонентов. Это например, люди и связывающие их общественные отношения, вещи и знаки (картины, книги, т.е. то, что является плодами духовной культуры). Одним из основных компонентов общества является социальный институт (семья, Таким образом, общество является сложноорганизованной системой. Для того, чтобы эту систему понимать, было разработано понятие «подсистема». Подсистема – это промежуточный комплекс, более сложный, чем элементы, но менее сложный, чем сама система. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:




























Сферы общества

Общественные отношения

Учреждения (организации)
Экономическая сфера

Отношения, складывающиеся при производстве, распределении, потреблении материальных благ, отношения собственности

Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и др.

Социальная сфера

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий

Система социального обеспечения, здравоохранения, профессиональные союзы, неправительственные общественные организации, землячества и др.

Политическая сфера

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, политические партии, судебные органы и др.

Духовная сфера

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения, использования
Учреждения системы образования и науки, театры, музеи и др.



Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни. В реальности наблюдается тесная взаимосвязь сфер общественной жизни, их взаимозависимость и взаимопересечение. Не случайно в ходу такие термины, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т.п.



Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования.
Понятие «природа» так же как и «общество» употребляется в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятия «Вселенная».

В узком смысле природа – это среда обитания человека, весь материальный мир, за исключением человека. Следует иметь ввиду, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы» или артефакты – здания, парки, искусственные водоемы и т.д. Таким образом, общество, обособившись от природы, тесно связано с ней, поскольку природа есть естественное условие существования людей.

Различие общества и природы:










Общество

Природа
• имеет законы исторического развития;
• занимается созидательной деятельностью;
• преобразует мир, в том числе и природу.
• имеет собственные законы;
• постоянный и непрерывный эволюционный процесс;
• влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;
• может замедлять или ускорять развитие стран и народов;
• стихийна;
• долговечна.


Природа, как и общество, динамическая система. И она состоит из следующих частей: биосферы, литосферы, гидросферы, атмосферы.

Первоначально человек и общество были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней.

Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.

Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди, были полностью зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство.
Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Всего таких техногенных революций произошло три.



















Техногенная революция
Результат

Неолитическая или аграрная (8/6-4тыс.до н.э.)

Производящее хозяйство, человек сам себя обеспечивает продуктами питания, возникновение ремесел, торговли, усложнение социальной структуры общества
Промышленная или
индустриальная (XVIII век)

Промышленный переворот, появление фабрик, рост городов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощения контактов между жителями разных стран и континентов, усложнение социальной структуры общества
Постиндустриальная или
информационная
(ХХ век)
Компьютеризация, Интернет, новые технологии, облегчен труд человека, повышение производительности труда, порождение глобальных проблем









Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социальные изменения, основанные на необратимом переходе общества к новым условиям жизни, называют общественным развитием. Общественное развитие представляет собой картину бесконечного многообразия, непохожести и уникальности исторических событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Многообразие путей и форм общественного развития выступает закономерным историческим условием существования общества. Оно отражает разнообразие внешних и внутренних аспектов жизни отдельных стран, отдельных народов, обусловливает переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. А именно:

1) Дописьменные и письменные;

2) Простые и сложные (в простых обществах нет руководителей и подчиненных, в сложных же существует несколько уровней управления);

3) Первобытное, традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества;

4) Первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества;

5) Традиционное и индустриальное общество (капитализм и социализм рассматривались как вариант индустриального общества).
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию развития цивилизации. Традиционными были все общества древности и средневековья.

Признаки традиционного (аграрного) общества:

Экстенсивная технология и ручные орудия труда;

Господство натурального хозяйства и примитивного ремесла;

Человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде;

Господство общинной формы собственности (условно государственной);

Иерархичное распределение материальных благ;

Социальная структура стабильна и неподвижна;

Отсутствие социальной мобильности;

Основная социальная ячейка – семья;

Восприятие человеческой жизни как осуществление задумок свыше.

Традиционное общество чрезвычайно консервативно. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Традиционное общество можно наблюдать и в наши дни – это так называемые страны «третьего мира» (Азия, Африка). Традиционные общества – это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные.

В странах Западной Европы были заложены основы нового общества – индустриальное. Но развитие индустриального общества – это длительный процесс, который затрагивает ….. Переход от традиционного общества к индустриальному принято называть модернизацией. Эту модернизацию называют техногенной, научно-технической или экономической. Экономическая база индустриального общества – промышленность, основанная на машинной технике.
Признаки индустриального общества:

Разрушается принцип натурального хозяйства;

Экстенсивное хозяйство меняется интенсивным;

Структура рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса;

Человек начинает подчинять себе природу;

Рост реальных доходов на душу населения, возрастание благосостояния населения;

Социальная мобильность;

Урбанизация, состав крестьянства резко сокращается;

Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия;

Индивидуализм, рационализм, утилитаризм – новые подсистемы координат личности;

Освобождение от непосредственной зависимости от религии;

Человек стремится к саморазвитию и самосовершенствованию;

Резко возрастает роль государства;

Господство права и закона в обществе.

Таким образом, индустриальное общество противостоит традиционному обществу по всем направлениям.

В настоящее время принято выделять еще и «постиндустриальное общество». Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение мелкосерийного производства, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. Для постиндустриального общества стирание классовых рамок, рост так называемого «среднего класса». В центре такого общества – отдельно взятый каждый человек, его индивидуальность.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.
В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:
а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;
б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль.

Однако ряд ученых считает, что необходимость разделять понятий «народ» и «масса». Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к созиданию.
Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения.

Социальные группы могут выделяться по различным признакам — возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения.

Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями. Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Существует несколько подходов к изучению исторического процесса, но мы рассмотрим два основных -

1. общественно – экономическая формация (основан на способе производства, главным является экономическое развитие);
2. цивилизационный (уникальность исторического развития).

Итак, первый подход принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно ‑ экономическая формация» или «формация».

Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества.

Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками.
На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно - историческую смену общественно-экономических формаций.

По мнению ученых - марксистов все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой, которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Другой подход к изучению исторического процесса - цивилизация, цивилизационный подход. Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность. Определений термина «цивилизация» около 200, civilis - гражданский, причем число их растет.

Под цивилизацией понимают:
• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);
• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);
• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);
• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Однако наиболее употребительное считаются следующее определения:

Цивилизация – это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.
Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:
• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая циви­
лизация, индустриальная и т. п.);
• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая
и т. п.).

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Ученых изучающих теорию цивилизаций много. Мы же рассмотрим только некоторых. Это - Н.Я. Данилевский, который рассматривал цивилизацию как культурно-исторические типы), О. Шпенглер- цивилизация – высокие культуры; А. Тойнби - локальные цивилизации.

Русский мыслитель второй половины XIX в Данилевский Н.Я в книге «Россия и Европа», обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.

По мнению Н.Я.Данилевского существуют следующие типы цивилизаций:

• первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) - египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
• одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) - еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
• двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал) - европейская (политика и культура);
• объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) - славянская (пока не как реальность, а как возможность).

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 г. первую часть книги «Закат Европы». В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры. Цивилизация понималась им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих сил. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:
• египетскую;
• вавилонскую;
• индийскую;
• китайскую;
• арабо-византийскую;
• греко-римскую;
• западную;
• культуру инков.

А. Тойнби, английский историк, культуролог, в книге «Постижения истории»
выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):
• профессиональные солдаты;
• администраторы;
• священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

Подведем итоги:
Формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, цивилизация — на локально ‑ региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
В развитии общества выделяют два направления и три формы. Два направления – это прогресс и регресс.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.).

Однако некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь.
В разные века ученые выделяли следующие критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.
2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.
3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.
4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.
5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.
6) В современных условиях прогресс – это:
– продолжительность жизни общества;
– образ жизни;
– духовная жизнь.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому.

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой‑либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Понимаемый в таком смысле путь постепенного (эволюционного) преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй.

Сегодня великие реформы (т. е. революции "сверху") признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. В этом контексте и реформа, и революция "лечат" уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии "реформа - революция" на "реформа - инновация".

Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее.

О многообразии современного мира говорят такие факты:
Современное человечество – 6 млрд. человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; более 200 государств, многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.

Причины разнообразия:
· природные условия
· историческая среда, результат взаимодействия с другими народами
исторический опыт показывает: некоторые важнейшие выработанные цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание и распространение (это ценности европейской цивилизации):
· достигнутый уровень развития ПС
· наличие рынка и товарно-денежных отношений
· демократия и правовое государство
· великие достижения науки и искусства
· права человека
Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:

• развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
• развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
• развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;
• развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
• острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Таким образом, существуют две точки зрения:

Мир движется к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества Сохранится и усилится тенденция к культурно-историческому многообразию. Общество и дальше будет представлять собой совокупность ряда самостоятельно-развивающихся цивилизаций.

Интеграция.
Все заметнее единство человечества. Мировая цивилизация на наших глазах превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые находятся в состоянии интенсивного взаимодействия с внешним миром.
1. крепнут экономические, политические, культурные связи
2. 20% мировой экономики вовлечены в сферу международного обмена
3. единая кредитно-банковская система (в Японии 80% инвестиций из внешних источников)
4. международные экономические союзы (ОПЕК)
5. мировая политика (мир расчленен на зоны политического влияния разных блоков, в сложном взаимодействии которых она рождается)
6. интернационализация духовной жизни (телепродукция, кино, литература)
7. международный туризм
8. рост количества международных встреч, конференций, симпозиумов
9. диалог культур и цивилизаций, их достижения становятся достоянием всего человечества (балет России)
10. формируются общечеловеческие моральные ценности

Для обозначения новых изменений во всех сторонах жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и единению был введен новый термин – «глобализация». Это - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные причины глобализации:

переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;
переход от централизации экономики к её децентрализации;
переход от национальной экономики к мировой;
переход от альтернативного выбора ("или/или") к многообразию выбора;
использование новых коммуникационных технологий (Интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь и т.д.);

Основные направления глобализации:

деятельность транснациональных корпораций, имеющих филиалы по всему миру;
глобализация финансовых рынков;
международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
создание международных организаций в экономической и финансовой сферах (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т.д.);

Последствия процесса глобализации


Позитивные Негативные
Ÿ Стимулирующее влияние на экономику:
- появление возможности создавать товары в тех регионах, где их производство обойдется дешевле;
- возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
- снижение издержек производства;
- появление возможности для дальнейшего развития производства;
- рост прибыли;
- концентрация усилий на разработках новых передовых технологий;
- плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.
Ÿ Сближение государств.
Ÿ Стимулирование учёта интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
Ÿ Возникновение социокультурного единства человечества. Ÿ Насаждение единого стандарта потребления.
Ÿ Создание препятствий для развития отечественного производства
Ÿ Игнорировнаие экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.

Ÿ Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
Ÿ Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах.
Ÿ Утрата каких-то специфических черт национальных культур.
Ÿ Глобальные проблемы


Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации. Впервые глобальные проблемы были подняты Римским клубом (международная неправительственная организация) в 60-е годы ХХ века.

Причины возникновения:

всемирная общность людей, целостность современного мира;
противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемирывми;
активно преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.

Возможная классификация глобальных проблем:

Интерсоциальные проблемы (предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прцветания всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран и др.);
Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы (обеспечение человечества необходимыми ресурсами: сырьём, продовольствием, энергией; предотвращение загрязнения окружающей среды и др.);
Проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества (преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.).

Общие черты:

затрагивают жизнедеятельность всего человечества;
проявляются как объективный фактор развития общества;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран;
от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах;
вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;
наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимых для прогнозирования и принятия решений;
концентрация усилий всех стран по решению глобальных поблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации;
чёткая международная система прогнозирования.


Подведение итогов


Поздравляем, вы прошли тест до конца!


Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.
Сдать тест



Подведение итогов


%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.




Загрузка упражнения ...