[[pictureof]]

Вам нужны консультации по Истории по Skype?
Если да, подайте заявку. Стоимость договорная.
Чтобы закрыть это окно, нажмите "Нет".

Укажите реальные данные, иначе мы не сможем с вами связаться!

Чтобы пройти курс - зарегистрируйтесь, заполнив поля ниже.


По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейских народов издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). В индоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков: славянская, балтийская, германская, романская. иранская, индийская и др. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянских речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Однако в глубокой древности существовал некий этнос, говоривший на языке, который мы условно называем праславянским, предке нынешних славянских языков. Арена его обитания не была, очевидно, обширна. Есть все основания полагать, что арсенал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н.э., во времена Геродота, был весьма невелик. Первые упоминания о венедах,- а именно так называли наши ранние информаторы праславян - появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Тацит, Плиний Старший, Птоломей. Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов (финов и современных эстов) Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (II в.нэ) уже позволяют расширить пределы обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть Балтийского моря, известную в ту пору, как Венедский залив.
В V в. наблюдается движение славян на запад и оттеснение ими германцев к Эльбе, а затем и за эту реку. С конца V в. продолжается начало славянской колонизации Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местных иллирийцев. Далматов и фракийцев. Есть полное основание говорить и об аналогичном движении славян на восток, в области нынешних Украины и Великороссии.
Начиная с VI века славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более полными и подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы: склавины (между Вислой и Днестром) антов (в междуречье Днестра и Днепра) и венедов (в бассейне Вислы) В науке существует мнение, что именно анты-предки восточных славян.
Целесообразно привести отрывок из описания славян VI в. византийцами: "Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться. Особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам, добры и дружественны. Препровождают их с места на место, куда бы там ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинают вражду тот, кто привёл гостя, почитая отомщение за него священным долгом.…У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы.… Живут они среди лесов, болот и труднопроходимых озёр, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ.…Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями…Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростники, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лежа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения… Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать".
В VII-VIIвв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы.
Автор “ Повести временных лет” летописец Нестор описывает расселение тринадцати восточнославянских племён. Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян на левобережье Припяти. жили дреговичи; в верховьях Южного Буга-бужане или волыняне; в Поднестровье- уличи и тиверцы; в Закарпатье-белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны,-северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем,- родимичи; к северу от родимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины-кривичи; в бассейне западной Двины-полочане; в районе озера Ильмень- словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы- реки.
Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги) жили вплоть до Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, их было много: и суоми, и эсты, и "чудь белоглазая" (так звали одно из этих племен на Руси), а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами установления мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры.

rasselenie

Древляне, вятичи, дреговичи – это племена

восточнославянские

тюркские

угро-финские

балтские

В области реки Волхов и озера Ильмень жили

словене

дреговичи

вятичи

уличи

Чудь, водь, меря – это племена

балтские

восточнославянские

тюркские

угро-финские


Что собой представляла в VIII-IX вв. жизнь восточнославянских племенных союзов? Следует отметить, что говорить о них однозначно невозможно. Знал об этом ещё летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развиты и цивилизованны среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции стояли на весьма высоком уровне.
Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных чернозёмных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой “днепровской” дороге прежде всего сосредоточивались наибольшее количество населения. Именно здесь развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железноделательное и гончарные производства, зарождались другие ремесленные специальности.
poselokЖилища в южных, сухих лесостепных районах строились углублёнными в землю-полуземлянками. Стены были бревенчатыми. Крыша была двускатной, крытая дранкой или соломой. В полуземлянках вдоль стен располагались лавки, вырезанные прямо из земли. За печью вдоль стены устраивался навес для спанья-полати. Наискось от печи-"красный угол" со столом и лавками. Между жилищами или в самих жилищах располагались зерновые ямы-хранилища.
На севере, в лесной зоне. Дома были наземными. Из брёвен.- археологи находят нижние венцы срубов. Которые сохранились от стен таких жилищ. В углу славянского жилища устраивалась печь. Она была каменная или глинобитная, с куполом сверху и без трубы: жилища топились по" чёрному". Печь отличала славянское жилище от домов их соседей германцев. Финнов и степных кочевников: у тех в центре жилища находился открытый очаг, над которым подвешивался котёл. У славян пища готовилась в печи, в горшках. Уже в VII в. у славян, особенно в областях лесостепи, граничащих с кочевниками, и на западе славянских земель , на границе с германцами, появляются поселения, укреплённые земляным валом, деревянной стеной или частоколом и рвом,- городища.
Основным занятием славян было земледелие. Славянам, жившим в лесостепной и лесной полосе Восточной европы для пахоты приходилось постоянно расчищать землю, вырубая и выжигая леса. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым: зола сожжённых деревьев служила удобрением для почвы. Но поля, удобренные таким образом, оставались плодородными недолго. Поэтому славяне должны были жить небольшими коллективами, часто передвигаясь с места на место по мере истощения почвы.
На юге в лесостепи славяне использовали плуг, который переворачивал пласт плодородной земли. На севере пахотным орудием была соха, которой удобнее пахать-взрыхлять землю-в лесистой местности. Запрягали в соху и плуг лошадь; тяжёлый плуг волокли волы. Славяне выращивали просо, а также пшеницу, рожь, ячмень, овёс, горох, бобы; важными сельскохозяйственными техническими культурами были лён и конопля -из них изготовляли ткани. Мололи зерно на каменых ручных жерновах.
Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга. Топоры и мотыги. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах: недаром славян называли жителями болот. Руду обжигали в ямах или печах и получали крицу-пористую железную массу. Чтобы добиться при обжиге руды высоких температур. В печь накачивали воздух при помощи кожаных мехов через специальные трубки-сопла. Из крицы кузнецы ковали различные орудия.
С развитием металлургии широко распространённым видом сельскохозяйственной техники стало “рало с полозом”, с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотёрки, при уборке урожая использовались железные серпы.
Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних землевладельцев.
Широко осваивались удобные для земледелия лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли, железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчёвывали пни в тех местах, где господствовал лес.
Двухпольные и трёхпольные севообороты стали распространённым явлением в славянских землях в VII-VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из самых важных хозяйственных занятий. Важное значение имело и рыболовство, которое являлось для славян подсобным промыслом.
Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый словянин был не только прилежным и опытным земледельцем, но и опытным охотником. Ценные меха шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтийских и угро-финских племён, поначалу, до введения металлических денег. являлись их эквивалентом.
Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне. как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством- сбором дикого мёда. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине, начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром.

Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в Прибалтику. Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.
С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина и т.д.



У восточных славян, проживавших в лесной полосе, преобладала в древности система земледелия

подсека

перелог

двуполье

трёхполье

Основным занятием восточных славян в древности являлось

кочевое скотоводство

бортничество

земледелие

морская торговля


Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры».

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре-бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Дружинники становились профессиональными воинами и одновременно советниками князя. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Как в Древней Руси назывался вооружённый отряд приближённых к князю людей?

стрельцы

тиуны

дружинники

рядовичи


Племенное собрание у восточных славян называлось

вече

полюдье

вервь

вира

Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.
К высшим мужским божествам мифологии восточных славян можно отнести Перуна, Сварога и Сварожичей, Дажьбога, Велеса (Волоса), Хорса, Стрибога, Ярило.
Перун - бог грозы, грома и молнии. Происхождение слова "перун" достоверно не установима. В историко-социологическом плане возникновение культа Перуна следует относить к общим индоевропейским истокам, когда обозначились черты военной демократии, появились первые дружины, вооружённые боевыми топорами.
Велес (Волоса). В летописи Велес характеризуется как "скотий бог" - покровитель скотоводства, плодовитости и богатства. В одной словацкой песне Велес употребляется в значении "Пастух": Пасли овцы велесы при бетлемском шалаше.
kapishche
На то, что Велес имеет отношение к культу мёртвых указывают ряд балтийских параллелей (welis - покойник, welci - души умерших).Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём что в древности они почитали Велеса или Виелону, который пасёт души умерших.
Велес противопоставлялся Перуну. На Киевском капище среди идолов нет статуи Велеса, зато его статуя стояла на Подоле, торговом районе. В этом исследователи видят указание на Велеса как бога - покровителя торговли.
Со временем бог скота, богатства, плодородия, торговли приобретал земледельческие функции. Крестьяне-земледельцы XIX века жертвовали Волосу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве.
Сварог. В восточнославянской мифологии дух земного огня именуется Сварожичем, то есть сыном Сварога, бога огня небесного. Культ Сварога схож с древнегреческим культом Гефеста. Сварог - бог небесного огня и одновременно податель культурных благ. Сварог по древнему преданию предаётся покою, предоставляя управление своим детям - Дажьбогу (богу солнца) и Сварожичу.
Дажьбог. Славяне верили, что Дажьбог живёт далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. Дажьбог сопоставляется с древнегреческим Аполлоном. Есть предположение, что часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением имени Дажьбога (на древнерусском "дай" - "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Даjбог у южных славян и Dac'bog у западных.
Хорс - бог солнечного диска. Хорс был божеством, близким к Дажьбогу. Встречаются различные варианты написания его имени: Хърсъ, Хъросъ, Хорсъ. Древний славянин видел в солнце могучего подателя света и тепла, бога, от которого зависел не только урожай и благосостояние, но и сама жизнь крестьянина. Имя античного Аполлона в одном из древнерусских переводов передано как Хорс. Бог солнца Хорс представлялся славянам большим конём, совершающим свой бег по небу с востока на запад.
Стрибог. Небесным божеством, принадлежащим к числу главнейших славянских богов, был Стрибог. Стрибога называли отцом богов, дедом ветров. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звёздами.
Ярило (Ярила) - бог весеннего плодородия. Первое представление о культе Ярилы можно составить, если обратиться к лингвистическим данным. Имя Ярило, как и другие слова с корнем яр- (jar-), связано с представлением о весеннем плодородии (яровой, ярый - весенний, украинское ярь - весна), о хлебе (яровой, ярина - ячмень, овёс), о животных (бычок - яровик, ярка).
К женским божествам можно отнести Ладу, Лель и Мокошь.
Женские божества плодородия Лада и Лель. Имена Лады и Лели, божеств, связанных с плодородием, встречаются в различных письменных памятниках старины и хорошо известны в славянском фольклоре. Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Лель, по сравнению с Ладой, занимала более скромное место в верованиях славян. Можно рассматривать её как богиню молодой зелени.Мокошь - женское божество. Мокошь (Мокъшь, Мокоша, Макошь, Макешь, Мокуша, Макуша) - единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма рядом с Перуном, Хорсом, Дажьбогом, Стрибогом, Симарглом. Мокошь была известна не только у восточных славян, но и у западных и южных славян. Об этом свидетельствует словенская сказка о колдунье Мокошке. Мокошь связывают с дождём, грозой, вообще со всякой непогодой. Также предполагается её связь с прядением, ткачеством. Её считают покровительницей женского рукоделия.
Симаргл (Семаргл) - божество растительности. "Повесть временных лет" называет в числе идолов капища князя Владимира идол Симаргла. Упоминания о Симаргле (Сьмарьглъ, Симаргьлъ, Сим-Реглъ, Симъ и Рьглъ, Симъ и Ерьглъ) очень немногочисленны. Симаргл - божество семян, ростков, корней растений; охранитель побегов и зелени. Символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, Симаргл имел облик "собако-птицы" или грифона. Иранское по происхождению божество, Симаргл перешел в восточнославянскую мифологию из религиозной системы причерноморских ираноязычных народов.
У восточных славян существовали представления о потустороннем существовании. По всей территории, на которой обитали славянские племена, встречаются могильники и курганы с погребениями, наполненными различными вещами. Все это связано с какими-то представлениями о загробной жизни. Дохристианское общеславянское слово"рай" ("ирий") означало прекрасный сад, но он, видимо, был доступен не всем. Существовало слово "пекло", вероятно, обозначавшее подземный мир, в который попадали души злых.
Дохристианские верования, касавшиеся отношения умерших к живым, продолжали существовать очень долго после крещения. В поверьях восточных славян умершие делились на две категории: одна категория - "чистые" покойники, умершие естественной смертью (от болезни, старости) т.н. "родители"; другая категория - "нечистые", умершие ( "заложные") неестественной смертью (утопленники, колдуны, погибшие от молнии, опойцы). Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различным: "родители" воспринимались как покровители семьи, их почитали, а "заложных" боялись (за их способность приносить вред) и старались обезвредить. Почитание "родителей" - семейный (родовой) культ предков, сохранившийся в качестве пережитков до наших дней. Один из следов существовавшего когда-то культа предков - фантастический образ Чура, Щура, а также вера в домового - покровителя семьи, дома. Иным было отношение к "нечистым" умершим, которые не имели ни малейшего отношения к семейно-родовому культу. Их просто боялись, при этом боялись не духа мертвеца, а его самого (способы борьбы с "заложными" - осиновый кол и т.д.). "Нечистым" умершим приписывали способность наносить вред живым людям, а также дурное влияние на погоду. Такие "нечистые" умершие назывались "навье", "навий". Навьи (навь - воплощение смерти) - это враждебные духи умерших, первоначально - чужеплеменников, чужаков, умерших не в своём роду-племени, позднее - души иноверцев. Навьи были универсальными вредителями - всё зло и болезни считались их проделками. Летописцы указывают способ защиты от навий - не выходить на улицу пока навьи гуляют. Также известен обряд задабривания навий: их приглашали в баню, оставляли им еду и питьё.
Помимо семейно-родовых культов у восточных славян существовали и общинные культы, связанные прежде всего с земледелием. Аграрный культ проявлялся в виде религиозно-мистических обрядов и праздников, приуроченных к важнейшим моментам сельскохозяйственного календаря и впоследствии слившихся с церковными христианскими праздниками. Отсутствие ясных источников не позволяет делать вывод, какое же божество покровительствовало земледелию.
По представлениям восточных славян, окружающий мир был населен и сверхъестественными существами низшего порядка - духами природы. Духом - олицетворением леса являлся леший, духом водной стихии - водяной, полевым духом - полудница и т.д.
В восточнославянском обществе отсутствовала жесткая культовая иерархия. Ритуал семейно-родового культа выполнялся главами семей и родов. Общественный же культ отправляли особые волхвы. Археологами найдено несколько общеплеменных культовых мест: в Киеве (под Десятинной церковью), в Новгороде.

Языческие представления в измененной форме существуют до настоящего времени.

Богом грома и молнии, покровителем воинов у славян был

Велес

Языческий культ у славян отправлял(и)

Волхвы

Старейшины

Князь

Дружина

Конец раздела

Подведение итогов


Поздравляем, вы прошли тест до конца!


Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.
Сдать тест



Подведение итогов


%
ваша оценка

Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.




Загрузка упражнения ...